Маслаковская Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Распространение христианства на землях Белой Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. Истоки этого явления нужно искать в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного, который, согласно исследователям, принес сюда дух истинной христианской религии. Вера во Христа стала приходить в Полоцкое княжество от прямых взаимосвязей со Скандинавией и Византией. После принятия христианства князем Владимиром крестились и полочане. Именно в это время начала развиваться в частности Полоцкая епархия и в целом Православная церковь в Беларуси.

Сегодня наша страна – настоящий «перекресток» культур и конфессий, в которой, помимо других уникальных архитектурных памятников, сохранились старинные православные церкви и монастыри. И самое удивительное, что отыскать подобные постройки можно в самых неожиданных местах. Так, например, показательным примером тех метаморфоз, которые происходили с белорусскими храмами на протяжении столетий, можно назвать Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на территории Маслаковского сельского совета. За почти два века, минувших со времени воздвижения на ее долю выпало немало испытаний, связанных, в первую очередь, с болезненными сменами идеологических парадигм в стране, которые неизменно влекли за собой коренное отношение к религии и связанным с нею ритуалам.

История создания

В 1834 году в Маслаках на самом высоком и красивом месте была построена деревянная приходская церковь вместимостью на 200 человек прихожан (старая церковь, которая находилась на возвышенности в деревне возле дома Васильевой Людмилы Афанасьевны, сгорела. Сейчас на том месте находится могила священника).

Со временем церковь обветшала и Преосвященный Могилевский Стефан подал рапорт от 8 октября 1905 года в хозяйственное управление строительного отдела Ведомства Православного Исповедания при святейшем Синоде в г. Санкт-Петербурге, в котором объяснил, что построенная в 1834 году приходская церковь в селе Маслаки Горецкого уезда вместимостью на 200 человек в настоящее время крайне обветшала и по малым размерам своим не соответствует наличному количеству прихожан до 3002 душ обоего пола. Вместе с рапортом были предоставлены проект и смета на сумму 16785 рублей 75 коп., а также ходатайство об отпуске необходимого пособия из казны, в дополнение к имеющимся наличным в сумме 3000 руб.

При рассмотрении сего проекта и сметы в Техническо-Строительном Комитете Хозяйственного управления при Святейшем Синоде, означенный проект оказался составленным неудовлетворительно и вместе со сметой был возвращен на место для пересоставления, согласно указаниям Техническо-Строительного Комитета.

Только 27 марта 1908 года повторный проект одобрили к исполнению, и утвердили смету в сумме 16409 рублей 47 копеек. Затем Преосвященный Константин Епископ Могилевский представил Святейшему Синоду объяснение, в котором указал, что крыша на старой церкви в селе Маслаки протекает, а стены ее во многих местах прогнили, а также ходатайство о скорейшем отпуске необходимого пособия на постройку новой церкви в селе Маслаки. В декабре 1913 года кредит в сумме 9400 рублей был выдан с тем, чтобы об израсходовании денег, согласно назначению, был предоставлен отчет.

В 1915 году без единого гвоздя, с помощью пилы и топора было завершено строительство новой приходской церкви. По воспоминаниям жителей села, церковь была очень красивая, просторная и светлая. Она излучала тепло, вся светилась. Ее купол величаво возвышался над окрестностями и служил ориентиром для людей с любой стороны местности.

Приходили в церковь молиться не только маслаковцы и люди близлежащих деревень, но и из отдаленных деревень, таких как Аниковичи, Хоминичи, Паленка,Селец, Яковлевичи, Козловичи - Оршанского района.

Хоминчане приходили не только помолиться. Они составляли основу церковного хора. Две женщины Ольга Урода и Анна в любой момент могли заменить батюшку, отпеть и отправить в последний путь покойника, покрестить ребенка.

На большие годовые праздники приход в церковь был достаточно многочисленным. Со всей округи съезжались люди – это был настоящий, праздничный кирмаш, который сопровождался звоном церковных колоколов.

Однако служила церковь людям недолго. В 1929 году в Маслаках образовался колхоз, и церковь закрыли. Она уже выполняла другую функцию: в ней находился зерносклад, стояла веялка, работали люди.

Во время войны в июле 1941 года в Маслаки пришли немцы и вновь открыли церковь. Откуда-то нашелся и батюшка, который очень профессионально и исправно нес свою службу. Шла война, церковь работала, в ней проводились службы, крестили детей, приходили люди. Работала она и после войны, вплоть до 1966 года.

1960–1970 годы время яростной борьбы с религией. За какую-то незначительную связь с церковью коммунистов (все руководящие работники были коммунистами) привлекали к высокой ответственности, вплоть до исключения из партии. Вот и церковь в селе Маслаки разрушили под руководством районных и местных властей. Люди-очевидцы рассказывают, что это было ужасное зрелище, глядя на которое нельзя было сдержать слёз. Из воинской части, которая располагалась в лесу недалеко от Маслаков, пригнали мощную технику, и с большим трудом растянули церковь, которая никак не хотела рушиться, так как строилась основательно, и по своей крепости достояла бы и до настоящего времени.

Весь церковный инвентарь погрузили в машину и завезли в Горки. Людям сказали, что все отвезут в Горецкую церковь, возможно так и было. Сейчас на месте, где стояла церковь, – песчаный карьер, с одной стороны которого сохранились несколько могильных камней, говорящих о том, что здесь погребены служители церкви.

В 2015 году по просьбе жителей Маслаковского сельского Совета для проведения Богослужений районный исполнительный комитет выделил комнату в здании бывшего сельсовета и передал на баланс Могилевской епархии.

В бывшем актовом зале верующие создали домашний уют. На полу ковры, на окнах ажурные занавески. Стены украшают иконы в обрамлении белоснежных вышитых рушников. Многие из икон сельчане сами принесли. Елена Ксензова привезла икону Николая Чудотворца.

Старинный образ Казанской Божьей Матери 18 века отдала Татьяна Арбузова из д. Михайловичи. Она сохранила ее еще со времен закрытия прежней Маслаковской церкви. На открытие храма первую икону равноапостольной Ольги пожертвовала верующая Вера из г. Малорита Брестской области. Лики Святых Матроны, Петра и Февронии привезли из монастыря г. Москвы жительницы д. Аниковичи Тамара Власова и Валентина Бутримова. Есть вышитые образы Спасителя и Божьей Матери – творения самой молодой прихожанки Татьяны Галочкиной и ее бабушки Валентины Костенко

Богослужения в деревне совершаются по воскресеньям раз в две недели и в Великие праздники. Службы проводит клирик храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» иерей Никита Хроменков. Здесь служат молебны и панихиды, подают записки о здравии и об упокоении, ставят свечи. На свечном ящике можно приобрести иконы, книги, крестики, свечи, лампадки и др. За это отвечает помощник отца Никиты Михаил Турманов. В будущем на пожертвования прихожан это здание планируют реконструировать под храм, установить алтарь, престол, купола и освятить.

Основной костяк верующих, которые не пропускают ни одного богослужения это: 
Елена Кукушкина, Галина Лавникова, Инна Солоненко, Наталья Крылова, Тамара Шашкова, Сергей Нестеренко, Елена Козлова, Лариса Миронова. Самой молодой прихожанке, Татьяне Галочкиной,  29 лет, а самая опытная – 59-летняя Надежда Ларионова. Прихожане признаются, что для них посещение храма – это общение с Богом, возможность укрепить свою веру и очистить душу.  «После службы выходишь таким обновленным, как будто на крыльях летишь», – говорит Михаил Турманов. Верующие мечтают, чтобы в их церкви появился хор, и на службы приходило больше людей, особенно молодежи.

– Когда человек строит свою жизнь вокруг храма и знает, что на суде Божьем предстоит ответить перед Господом за свои поступки, он по-другому будет ее устраивать, откажется от каких-то грехов и соблазнов. Атеист полагается на свой маленький несовершенный ум. А верующий человек – на милость и промысел Господа, и в конечном итоге получает обетованное Царство Божие. От людей, посещающих храм и Богослужения, должно исходить тепло, свет той веры, которая поможет и другим проникнуться и стать лучше, устремиться к Богу, – подчеркивает иерей Никита.